логотип ФЕДЕРАЦИЯ ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА И СНОУБОРДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ  
GPS-навигаторы, ЦИТ БАРС, тел. 59-24-12
Новости ЗАО Чистые технологии
Ижтайм - товары и услуги    НПО Радиационные технологии
Î ãðàññêè

О грасски практически

Как уже было отмечено, для катания на грасски требуется найти (подготовить) соответствующий склон. Склон должен удовлетворять, как минимум, трем условиям:

  • Поверхность склона должна быть травянистая. Глина, песок, камни, корни деревьев на склоне исключены. Трава должна быть «короткошерстной», иначе грасски просто не покатят.
  • Рельеф склона должен быть ровным. Ямы, бугры, канавы, впадины и т.д. на склоне не допустимы, в противном случае есть шанс серьезно травмироваться.
  • Желательно иметь гору постоянной крутизны. Данное условие актуально для начинающих осваивать грасски и желающих получать комфортное катание.

Идеальные параметры склона для обучения: длина 200-250 м., перепад высот 40-50 м. Как правило, склоны, ориентированные на южное и юго-западное направление наиболее подходящие: имеют постоянную крутизну и самое главное - не зарастают высокой травой.

    

В Удмуртии (а в России тем более) подобных склонов достаточно. Выбор того или иного места определяется оптимизацией таких критериев как удаленность и возможность подъезда на автомобиле к горе. Безусловно, наиболее привлекательны места с развитой инфраструктурой, т.е. которые можно использовать как для зимнего катания, так и для летнего. К сожалению, пока в Удмуртии существующие горнолыжные комплексы не способны принять летом желающих покататься на грасски. Причины думаю, объяснять не надо. Однако, энтузиасты находят интересные решения, заслуживающие определенного внимания. Речь, прежде всего, идет о подъемнике, способного поднимать лыжника наверх на небольшом склоне.

Итак, по порядку. С момента приобретения тестовой пары грасски, вопрос о подъеме наверх горы постоянно будоражил сознание. Мысль о подъемнике напряженно пульсировала с каждым пешим подъемом. Конечно же, вначале надо было определиться с горой. В районе реки Камы можно найти немало интересных мест для катания, причем расположенных вблизи ЛЭП. Многолетний опыт удаленного содержания электроподъемника (близ с. Бабино), требующего постоянных хлопот с подключением электричества и защиты от вандалов и лиц, неравнодушных к цветному лому, подсказывал, что требуется реализовать альтернативный вариант.

Идея построить переносной бензиновый подъемник не является оригинальной. Нового здесь ничего нет, и суть вопроса сводится к выбору необходимых узлов и их грамотной компоновке, что было и сделано благодаря квалифицированной помощи Юрия Шемякина.

Основным элементом подъемника является бензиновый 4-х тактный двигатель GEO-TEC 65 OHVT , выпускаемый американской фирмой Tecumseh для различных средств малой механизации (ручные мотоплуги, сенокосилки и т.п.). Особенностью конструкции данного типа двигателей является горизонтальный вал, верхнее расположение клапанов, пониженная шумность при работе.

Основные характеристики GEO-TEC 65 OHVT
Рабочий обьем 195 куб.см
Мощность на 3.600 об/мин 6,5 Hp / 4,8 kW
Максимальные обороты 3150 об/мин
Вес 12,0 кг
Обьем топливного бака 3 литра
Используемое топливо Аи 92 / 95

Производитель гарантирует устойчивую работу двигателя до -10 град. С

Для создания крутящего момента на выходном колесе подъемника (используется колесо от а/м Ока) был выбран редуктор червячного типа 2Ч-63. Выбор модификации редуктора прежде всего был обусловлен максимальной величиной номинального крутящего момента на выходном валу.

Основные характеристики редуктора 2Ч-63
Конструктивное исполнение Одноступенчатый, червяк под колесом
Номинальное передаточное число 31
Номинальный крутящий момент при 1500 об/мин 116 Н.м
КПД 0,74
Вес 13,1 кг

Двигатель и редуктор смонтированы на раме длиной около 1 м, сваренной из квадратного профиля 40х40. В качестве эластичной муфты, соединяющей выходной вал двигателя и входной вал редуктора, используется ШРУС от «восьмерки». Общий вес конструкции, включающей два обводных ролика, получился около 35 кг.

Конструкция помещается в багажник классических «жигулей» и других малогабаритных автомобилей и после доставки на гору устанавливается на специально подготовленный подиум, представляющий связку и 4-х вкопанных столбов и 2-ух брусьев. Подиум необходим для фиксирования подъемника при работе, кроме того, высота подиума должна обеспечивать беспрепятственное скольжение подъемного троса, натянутого между выходным колесом подъемника и роликом обратного хода, закрепленного на специальной двуноге. В качестве подъемного троса используется шелковый альпинистский шнур диаметром 10 мм. Общая длина шнура 360 метров, т.е. протяженность «канатной дороги» составляет около 180 метров. Для хранения и транспортировки шнура имеется «катушка», сделанная из пластмассовой бабины для намотки витой пары, и алюминиевых труб от старой раскладушки. «Нижняя станция» подъемника, как уже было отмечено, представляет собой разборную телескопическую двуногу для крепления обратного ролика, и автомобиль, служащий для натяжения подъемного троса.

    

На процесс, включающий установку подъемника на подиум, размотку троса, сборку двуноги и натяжения троса, затрачивается примерно 30 минут. Полного топливного бака (3 литра) бензинового двигателя хватает на 2,5 часа катания. Для подъема на подъемнике, не котором вместо стального троса используется альпийский шнур, подойдет обычный тривиальный бугель (металлическая пластина с двумя штырьками). Время подъема на подъемнике менее 3-х минут, т.е. линейная скорость подъема 1,1 – 1,2 м/сек (зависит от натяжения троса). Если погода сухая трос натягивается без проблем. На мокрой траве при натяжении троса происходит естественное проскальзывание ведущих колес автомобиля. В этом случае, вместо буксировочного троса, соединяющего двуногу и автомобиль, можно использовать автолебедку.

Итак, склон подготовлен, подъемник работает – пора и трассу ставить…

Постановка горнолыжных трасс всегда является достаточно трудоемким делом, а о стоимости применяемого оборудования можно говорить отдельно. Для летних тренировок на грасски конечно же подойдут «падающие» флажки таких фирм как LISKI, SPM, AVANTI и т.п., но можно пойти альтернативным путем. Вместо фирменных вешек использовать обыкновенные водопроводные полипропиленовые трубы, например турецкой фирмы Pilsa. На протяжении 3-х летних сезонов данные изделия были подвержены многократным ударным нагрузкам, что ни коим образом не отразилось на их состоянии. Наоборот, незащищенные места на теле грасскимэнов, приобрели характерный фиолетовый оттенок. Но это не самое главное.

Интерес в следующем:

  • Вопрос о стоимости снимается автоматически: 2-ух метровый отрезок, диаметром 20 мм (труба PN 20) в магазине стоит около 40 руб. (средняя цена 1-го фирменного флажка – $30)
  • При постановке трасс не требуется «завинчивание» флажка в землю с помощью специального ключа. Достаточно засверлить сверлом такого же диаметра (20 мм) углубление на 30-35 см и флажок будет стоять «мертво». При этом по эластичности вешка не уступает фирменной, наделенной специальным «падающим» шарниром. Трудоемкость постановки трасс существенно снижается.
  • Компактность и легкость при транспортировке: все-таки трубы, имеющие диаметр всего 20 мм, и не имеющие в нижней части специальной резьбовой и шарнирной насадки по весу и габаритам отличаются…

Недостатки использования данных труб:

  • Ни в коем случае нельзя применять зимой – при низких температурах при ударе такая полипропиленовая труба просто раскалывается на мелкие кусочки.
  • Требуется предварительная цветовая маркировка флажков на традиционно красный и синий цвета. Можно обмотать трубу цветным скотчем или использовать различные виды окраски.

    

Автор представленного материала искренне надеется, что в самое ближайшее время интерес к травяным лыжам (грасски) среди нашей деловой и спортивной общественности возрастет многократно что, несомненно, даст новый качественный импульс к развитию этого альтернативно-летнего направления, обеспечивающего горнолыжный сезон круглый год.

В начало...

Электронная почта: sveta@izhevsk.ru
© 2005 ФГССУР

        Яндекс.Метрика

Главная | Новости | Склоны | Репортажи | Фотогалерея | Видео | Ссылки | Форум
ФГССУР: Цели и задачи | Структура | Документы | Контакты | Партнеры
Горные лыжи: Календарь | Результаты | Рейтинг | Мастер-класс | Школа
Сноуборд: Календарь | Результаты | Рейтинг | Мастер-класс | Школа
Ролики: Календарь | Результаты | Рейтинг | Мастер-класс | Школа
Грасски: О грасски